Четверг, 18.01.2018, 12:25
Приветствую Вас Путник | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Метод "Ключ" » Давайте обсудим » Пять позиций восприятия (эффективный способ)
Пять позиций восприятия
KumaraДата: Суббота, 23.12.2017, 15:14 | Сообщение # 1
Тотус
Группа: Администраторы
Сообщений: 695
Репутация: 12
Статус: Offline
Один из самых эффективных способов проработки своих личностных Качеств через проработку взаимоотношений – метод «Пять позиций восприятия», применяемый в НЛП. Предлагаю ознакомиться, изучить и начать активно использовать именно эту 5-позиционную версию.

Пять позиций восприятия 1 (Я-ТЕЛО) - 2 (Я-ДРУГОЙ) - 3 (Я-ЭКСПЕРТ) - 4 (Я-СИСТЕМА) - 5 (Я-БОГ)

«Позиция восприятия» – это определенная точка зрения, с которой мы воспринимаем ситуацию или отношения. Первая позиция 1 (Я-ТЕЛО) - когда мы видим что-то собственными глазами, с собственной точки зрения. Вторая позиция 2 (Я-ДРУГОЙ) - когда мы воспринимаем что-то, «встав на место другого человека». Третья позиция 3 (Я-ЭКСПЕРТ) - когда мы отходим на шаг назад и воспринимаем отношения между собой и другим человеком «со стороны», с точки зрения наблюдателя, созерцателя. Четвертая позиция 4 (Я-СИСТЕМА) - ощущение всей системы в целом или «поля отношений» (переживание коллективного «мы»), возникающее в результате синтеза трех других позиций. Пятая позиция 5 (Я-БОГ) - «как это всё видит Бог (Абсолют)».

В целом практика выглядит так:
Анализируя какое-либо взаимоотношение с другим человеком, мысленно смещаемся сначала на первую позицию, затем на вторую, третью, четвёртую и пятую. На каждой позиции задерживаемся примерно по 2 минуты. На выходе получаем объёмную картину, из которой видим насколько проработаны наши Качества, насколько верно наше решение какой-либо задачи, да и само решение задачи, если до этого решение не просматривалось.
Использовать метод «Пять позиций восприятия » - это значит войти в каждую позицию и пережить определенный опыт.
Есть различные уровни, аспекты, акценты и оттенки принятия каждой позиции - всё это развивается только практикой.

Далее, для более детального освоения практики рассмотрим, что конкретно делать в каждой из пяти позиций:

1. Первая позиция 1 (Я-ТЕЛО): я нахожусь в собственном физическом пространстве, в обычной, привычной позе. Полностью войдя в первую позицию, я использую такие слова, как «я», «мне», «мое», описываю собственные чувства, восприятие и идеи. В первой позиции я воспринимаю отношения и коммуникацию с собственной точки зрения: вижу, слышу, чувствую, ощущаю вкус и запах – переживаю все, что происходит вокруг и внутри меня. Если я действительно нахожусь в первой позиции, то не вижу себя со стороны, а являюсь собой, смотрю на мир собственными глазами, слышу собственными ушами и так далее. Я полностью ассоциирован со своим телом и со своей картой мира - мой мир это мои «телесные» представления о мире.

2. Вторая позиция 2 (Я-ДРУГОЙ): это способность воспринимать взаимодействие с точки зрения другого человека, «влезть в его шкуру», «сидеть с другой стороны стола» и т. д.. (Если участвует больше двух человек, может быть столько же «вторых позиций»). Это временная позиция, она нужна для сбора информации. В ней я встаю на место другого человека, принимаю его позу и воспринимаю мир с его точки зрения. Я вижу, слышу, чувствую, ощущаю вкусы и запахи так, как он; в буквальном смысле встаю на его место. Во второй позиции я воспринимаю мир с точки зрения другого человека, на время принимаю его убеждения, ценности и карту мира. В этой позиции я диссоциируюсь от себя и ассоциируюсь с другим человеком. Я обращаюсь к своей «первой позиции» «ты» (а не «я»), как сделал бы это другой человек.
Неправильно: «С точки зрения этого человека, я вижу себя, стоящего там»
Правильно: «Я вижу там этого человека» (когда речь идет о вас самих)
На время принять «вторую позицию» – прекрасный способ оценить, насколько эффективны мои действия.
Выходя из второй позиции, важно полностью вернуться в «первую позицию», к самим себе. При этом мы получаем информацию, которая поможет более эффективному общению.

3. Третья позиция, или «позиция наблюдателя» 3 (Я-ЭКСПЕРТ): временно позволяет выйти из взаимодействия, чтобы собрать информацию, как будто мы - сторонние наблюдатели, а не участники взаимодействия. Наша поза в этой позиции симметрична и расслабленна. В этой позиции мы видим взаимодействие, мы слышим и чувствуем, ощущаем вкусы и запахи с точки зрения заинтересованного, но нейтрального наблюдателя. Мы видим тех, за кем наблюдаем (в том числе и того, кто выглядит, говорит и действует, как мы сами) и мы диссоциированы от взаимодействия. Эта позиция позволяет получить ценную информацию о балансе поведения и расстановке сил: здесь анализируем действия каждого оппонента беспристрастно. Информацию, собранную в этой позиции, можно внести обратно в первую позицию и вместе с информацией, собранной во второй позиции, использовать для того, чтобы изменить свое состояние, увеличить эффективность взаимодействия и отношений.

4. Четвертая позиция 4 (Я-СИСТЕМА): это синтез трех остальных точек зрения, создающая ощущение «целостной системы». Она предполагает идентификацию с системой или отношениями, создавая ощущение, что мы - часть коллективного. В четвертой позиции мы ассоциируемся со всей системой, или с «полем», связанным с определенным взаимодействием, воспринимая ситуацию с точки зрения интересов системы. Четвертая позиция – это позиция «мы», и в ней используется множественное число: «мы», «нас» и так далее. Четвертая позиция – важнейший компонент мудрости и экологии.
Мы входим в четвертую позицию, когда находим более глубокие общие элементы и характеристики, объединяющие и связывающие всех членов группы или системы. Это основание того, что мы называем «групповым разумом» и «групповой динамикой». Способность войти в четвертую позицию значительно облегчает управление группой и является ключевой характеристикой лидерства. Эффективные лидеры способны идентифицировать себя со всей системой, находящейся в поле их влияния.

5. Пятая позиция 5 (Я-БОГ): это взгляд с позиции Единого, Целого. Как будто бы до этого была просто игра актёров… а здесь мы перестаём играть, мы абсолютно искренни и спонтанны, здесь мы видим всю ситуацию в Божественном Свете Высшей Справедливости, в котором нет никакой тьмы.

***

Упражнения:

I. Первое упражнение (Взаимоотношение)


1. Вспомните отношения с человеком, которого считаете наставником или примером для подражания. Полностью войдите в первую позицию. Представьте себе, что другой человек находится рядом с вами и вы на него смотрите. Опишите другого человека и свои чувства, связанные с этим человеком. Говорите от первого лица.
2. Перейдите во вторую позицию. Встаньте на место другого человека. Примите его точку зрения, убеждения и допущения, как будто вы - это он. С точки зрения другого человека опишите себя, находящегося в первой позиции, и свои чувства к этому человеку. Называйте себя «он» или «она».
3. Перейдите в третью позицию. Наблюдайте отношения между собой и другим человеком так, как будто смотрите фильм о вашем взаимодействии (из третьей позиции). Обратите внимание, что нового вы выяснили об убеждениях, допущениях и чувствах – и своих собственных, и другого человека.
4. Перейдите в четвертую позицию. Схватите своим вниманием предыдущие три позиции одновременно. Почувствуйте «поле» этих отношений, как будто они являются отдельной «сущностью». Если бы один из вас был «водородом», а другой – «кислородом», какую «воду» вы бы создали вместе?
5. Перейдите в пятую позицию. Сравните вашу «воду» с идеалом искренне и самоотверженно. Здесь важна спонтанность вместе с устремлённостью к идеалу. Какие ваши отношения и какими они должны быть с точки зрения Целого, Единства?
"Есть одна любовь - та, что здесь и сейчас, Есть другая - та, что всегда. Есть вода, которую пьют, чтобы жить, Есть живая вода" (Наутилус Помпилиус "Живая вода")

Рекомендации по проработке негативных взаимоотношений:

Точно так же прорабатываются взаимоотношения с близкими или родными, с незнакомыми или малознакомыми людьми – эти взаимоотношения могут быть по всей шкале от «хорошие» до «плохие». Если отношения «плохие», то необходимо определить конфликт, выразить претензии оппоненту в первой позиции, и затем во второй позиции выразить ответные претензии (себе со стороны оппонента). Важны эмоциональные напряжения, до плача, страха, ужаса, ярости, смеха, печали, … итд. Чем более искренне мы будем выражать свои эмоции, тем глубже будет проработка (очищение Качества). Тогда в пределе, на пятой позиции в состоянии инсайта и катарсиса получаем «объёмное видение» решения задачи.

II. Второе упражнение (Взаимотворчество)

1. Вспомните картину, которая произвела на вас большое впечатление. Но не ту картину, на которую вы смотрите и говорите: «О, это неплохо». А ту картину, которая глубоко трогает вашу душу. Такое переживание отражает восприятие этой картины с точки зрения зрителя. То же самое можно сделать с музыкальным произведением или с танцем.
2. Теперь встаньте на место автора этого произведения искусства. Переход во вторую позицию поможет вам «прочувствовать» неврологию автора в самом себе. Находясь в этой позиции восприятия, начните делать небольшие мышечные движения, которые делает художник, скульптор или композитор, создавая картину, скульптуру или музыку. Так вы получите доступ к подобным аспектам собственной неврологии. Они в вас есть, только вы до сих пор их в себе не активировали.
3. Затем отойдите в сторону и спросите: «Каковы отличия между позициями зрителя (слушателя) и создателя этого произведения?» Возможно, в каждой из этих позиций у вас возникнут разные убеждения. Возможно, когда вы находитесь в позиции автора, у вас другие убеждения о своей способности создавать произведения искусства, чем в позиции зрителя?
4. Затем, схватывая одновременно три предыдущие позиции, спросите: «Что объединяет позицию зрителя (слушателя) и создателя этого произведения?». Это общее поле, которое есть «само произведение искусства». Станьте этим произведением искусства, что вы ощущаете? Обычно люди говорят, что, когда они «встают» на место произведения искусства, они испытывают глубинное ощущение «бытия».
5. Перейдите в пятую позицию. Сравните произведение искусства с идеалом искренне и самоотверженно. Здесь вы спонтанны и вместе с тем устремлены к идеалу. Каким должно быть произведение искусства с точки зрения Целого, Единства, Запредельной Красоты?

Сопоставление Первого и Второго упражнения позволяет увидеть, «что мы творим», когда казалось бы просто взаимодействуем друг с другом. Мы можем творить не задумываясь что попало или что-то обычное, шаблонное и неинтересное, но можем и создавать произведения искусства - быть творцом!

Мастерский уровень

При достаточной наработке «Пяти позиций восприятия» можно любую группу людей, обладающую общим полем, (семья, клан, рабочий (спортивный, творческий.. итд) коллектив, город, страна, религия, человечество, Бог) олицетворить-персонифицировать с образом «другого человека». Причём мы можем или входить в эту группу людей или не входить, быть положительно, нейтрально или враждебно настроенными к ней.
Далее можно работать (прорабатывать взаимоотношения) точно так же как с обычным другим человеком по пяти позициям восприятия.
Олицетворенно-персонифицированный образ поначалу должен быть каким-то нейтральным, так как по мере проработки скорее всего будет меняться и неизвестно «в какую сторону», известно только, что в лучшую.


Реальна лишь возможность реализации любой возможности – совершай невозможное.
 
Форум » Метод "Ключ" » Давайте обсудим » Пять позиций восприятия (эффективный способ)
Страница 1 из 11
Поиск:

   Med Top 50 Кольцо Возможностей Кольца Возможностей

Copyright Волгоградский Центр психотерапии и саморегуляции «Салюс» © 2018