АНОГЕННЫЕ АСПЕКТЫ REAL-МЕТОДИКИ
ПРЕПОДАВАНИЯ И
ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ЕЕ
ЭФФЕКТИВНОСТИ В УСЛОВИЯХ
ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Гуров Ю.В. Волгоградская медицинская академия
Как известно, все многообразие
методов преподавания распадается на три основных направления: аналитическое,
суггестивное и холистичное. Первое представлено методами,
основанными на интенсивном запоминании информации с использованием логического мышления. Суггестопедическое направление представлено методами обучения в состоянии релаксации. Эффективность методов обусловлена активацией антистресс-системы организма и купированием стресса (дистресса), в результате чего улучшается слух, усиливается память, интуиция. Релаксационное "опускание с этапа" (Гаркави Л.Х. и др., 1998)
позволяет не только повышать работоспособность, но и как показано нами, обладает значительным саногенным эффектом (Гуров Ю.В. и др., 2000). Холестическое направление в педагогике представлено синтезом методов аналитического и суггестического направлений. Они нацелены на двуполушарное восприятие информации (логическое и образное). Составной частью холодинамической технологии является холодинамическая REAL-методика преподавания, представляющая собой совокупность скоординированных действий учителя и ученика, целью которых является формирование целостных динамических мыслеформ по учебной дисциплине и навыка работы с ними (Маслова Н.В., Карелина И.Г., 1999). Методика предполагает использование и фито-фона. По форме методика является релаксационно-активной (relaxation -action - learning = REAL), в которой этапы релаксации (накопление информации, работа правого творческого полушария) чередуются с этапами активности (тренировка левого полушария: логика, анализ, синтез информации). Цель REAL-методики преподавания состоит в обучении формированию мыслеобразов с использованием всевозможных каналов информации, включая семантические (знаковые). Таким образом, REAL-методика позволяет создать естественные для человека условия, при которых обе половины мозга активизируются, ни одна
из них не остается без нагрузки. Учитывая вариабельность возрастной структуры студентов, а следовательно и их неодинаковость по способности к релаксации, для эффективного использования REAL-методики в условиях Высшей школы нами предлагаются ряд методов, повышающих синхронистичность релаксационного процесса в группе обучения, тем самым повышая саногенность (биоадекватность) самой методики. Целесообразно в процессе холодинамической дидактики оценивать степень семантической конгруэнтности и инконгруэнтности, выявляемой путем анализа семантического поля человека (Гуров Ю.В., Гуров Д.Ю., патент №2144316). В этом случае перцептивно-индукционное взаимодействие следует определять в системе: преподаватели-студенты (для успешного купирования и использования «полярных реакций» при обучении) и студент-студент (для оптимального расположения обучаемых в пространстве). Кроме того, анализ семантического поля (экстра-интроверсивности) применяется нами для оценки развитости образной сферы у студентов. В случае необходимости (для повышения конкордантности учебного процесса) удается "усилить" образную сферу (долгосрочную память)
у студентов путем репрезентации виртуальных каналов получения и ввода информации для последующего эффективного построения интерактивных моделей (образонов) за счет: возрастной регрессии (в гипнозе и без него) и "второго рождения" - через прохождение перинатальных матриц. Эффективность такого подхода высокая, так как хорошо известно, что чем моложе человек, тем более развита у него образная сфера.
|